www.О-dome.ru

Сайт о недвижимости "О доме.RU"

  

 

 

 

Главный груз

 

Уголь, а не нефть теперь главный груз БАМа. Не будь этого груза, вообще бы по БАМу нечего было возить. Строительные материалы для самой дороги — не в счет. Есть еще незначительные перевозки леса. Но лучше бы вообще их не было.

Лес заготавливают на участках, прилегающих к трассе. Причем привычного «моря тайги», по крайней мере на центральной, ныне действующей магистрали, нигде нет. Редкие тощие лиственницы — вот и все «щедрые лесные ресурсы», которые, видимо, только ради загрузки дороги и рубят. Рубят без всякой экологической осторожности, в водоохраной зоне, где деревца растут чуть гуще.

Но природу обмануть нельзя. Варварские лесные заготовки в водоохраной зоне отразились на питании рек. Река Тында, например, в результате понизила свой уровень на 1,5 м, зимой стала промерзать до дна. В столице БАМа возникла острейшая ситуация с водообеспечением. В город проложили водовод, почти за 20 км теперь подают воду. И ее очень не хватает.

Не экономический, а какой-то произвольный (от слова «произвол») подход к освоению зоны БАМ дает себя знать буквально во всем: сказалась недобросовестность исполнителей, некомпетентность ученых в научной проработке проекта.

Действительно, зачем форсировать строительство в дорогостоящей зоне БАМ, скажем, предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, если в других районах страны отрасль не может переработать порой и половины заготовленных лесных ресурсов? Зачем же заготавливать и выполнять грузоперевозки леса с БАМа — чтобы он гнил?

Или, скажем, зачем создавать горнодобывающие предприятия в Чаре, когда уже действующие предприятия цветной металлургии на Урале, в Казахстане, в Норильске обеспечивают потребности страны в меди? В десятки раз выгоднее для всех не строить новых добывающих комбинатов, а позаботиться об утилизации вторичных цветных металлов: миллионы тонн меди валяются на свалках. Так нужны ли новые районы добычи?

Экстенсивный путь развития экономики, который предлагает «научно обоснованная программа БАМ», явно не отвечает требованиям сегодняшнего дня. И не случайно промышленные министерства, особенно после введения хозрасчета и самофинансирования, стремятся ничего не строить в зоне БАМ — не выгодно! И не случайно также, что дорога не имеет грузов!

Строительство БАМ обошлось нашей стране в... Впрочем, трудно назвать какую-то окончательную цифру. Сперва думали, что БАМ обойдется стране в 1,5  млрд., потом в 3, потом в 4,5 млрд. руб. Теперь все эти мелкие цифры и не вспоминают. На один только новый объезд Северомуйского туннеля выделено полмиллиарда рублей, не считая, разумеется, средств на один, неудачно построенный, объезд и сам туннель... На миллионы теперь считают редко.

Общую же сумму затрат по БАМу вряд ли кому когда-нибудь удастся подсчитать — не все подлежит счету на рубли! Социальные, экологические, моральные, нравственные потери — чем и как измерить их?

Говорят, нельзя сравнивать Транссиб и БАМ. Разные, мол, у них задачи. Но почему? Задачи у всех железных дорог едины — перевозить грузы. Не будем отворачиваться от БАМа, не будем вешать на него ярлыки. БАМ — это дело рук тысяч и миллионов наших современников, великое дело. И великая школа, которая преподала нашей экономике, нашей стране отличный урок — келейным, кабинетным решениям, особенно по таким крупным государственным проектам, как БАМ, должен прийти конец. Гласность и открытое, всенародное обсуждение — вот надежное средство от подобных ошибок. Этому учит перестройка!

Транссиб, действительно, нельзя сравнивать с БАМом еще и потому, что он почти вдвое протяженнее, чем БАМ, а построили его вдвое быстрее и по крайней мере в 20 раз дешевле... В период перестройки, очевидно» всем нам полезно вспомнить опыт прошлого, выявить н взять те рациональные и положительные зерна, восстановить лучшие традиции, которые позволят вывести нашу экономику из застоя. Собственно, для этого и предполагается перестройка.

Мы предоставили возможность изложить свою точку зрения лишь одному специалисту. Однако мы отдаем себе отчет в том, что могут быть различные мнения как на представленный материал, так и на комплекс вопросов, связанных со строительством и эксплуатацией БАМа. Это вполне естественный процесс, поскольку затрагиваются интересы не только транспортников, но и судьбы огромного региона нашей страны. Дальнейшее развитие зоны БАМа, и об этом свидетельствуют многочисленные выступления в печати, требует всестороннего учета технических, экономических и социальных факторов в их взаимосвязи.

Другие статьи >>

 

Другие статьи

 

           При использовании материалов сайта ссылка на www.0-dome.ru обязательна!

Copyright  © www.0-dome.ru. Все права защищены